Когда Марчелло говорит - мы, я говорю - вы. Он в киберспорте, я - нет. Мы часто спорим в последнее время по поводу того как именно будет развиваться то, что вы называйте электронным спортом. И вот мое мнение.
За долгое время своего развития (что-то около 10 лет) электронный спорт так и не стал трендом (тенденция развития рынка). То есть на протяжение последнего десятилетия, он не повлиял на развитие игровой индустрии в России и сам остался практически на зачаточном уровне. Причины этого лежат на поверхности и заключаются в том, что игры, являющиеся турнирными дисциплинами, не менялись уже много лет и не представляют интереса для издателей и разработчиков. А нет интереса, нет и капиталовложений.
Представьте, что у футбола был бы свой правообладатель, со всеми вытекающими отсюда последствиями. К счастью подобная ситуация невозможна в принципе, так как футбол и остальные виды спорта не могут являться интеллектуальной собственностью и по сути принадлежат всем нам. В киберспорте права на турнирные дисциплины всегда принадлежат кому-то (разработчикам, чаще издателям). В Америке уже столкнулись с первым проявлением запретов, которые компания VALVE наложила на Counter-Strike 1.6 запретив показывать матчи по телевидению, тем самым поставив крест на развитии этой игры как турнирной дисциплины.
Но у нас страна “непуганых идиотов”, в некоторых компьютерных клубах до сих пор стоят нелицензионные версии операционных систем и игр, что уж говорить о возможных запретах. Итак, пока меня окончательно не унесло в другую сторону, продолжим.
В то время как крупнейшие (мировые) лиги по консольным играм поддерживаются издателями, производителями игр и самих приставок, компьютерному спорту не на что рассчитывать, кроме благотворительности со стороны крупных компаний, как например Samsung и Intel. Компьютерному спорту нужны изменения, это понимают все, но, как и в ситуации с Францией и Саркози, эти нововведения страшат сообщество.
Вам нужны новые дисциплины, которые будет интересно продвигать издателю. В качестве примера можно привести компанию Electronic Arts, которая вот уже который год “башляет” WCG за право поставить свои игры (FIFA и NFS) в официальный лист турнира. Недавно EA открыла представительство и у нас, в России, в результате чего ее дисциплины немедленно появились на предстоящем сезоне крупнейшей лиги СНГ – НПКЛ. И это замечательно. Это значит, что шанс все же есть.
В данный момент киберспорт не может продавать компьютерное железо, по той причине, что игры ставшие дисциплинами настолько устаревшие, что отлично идут не только без Core 2 Duo, но даже и не поддерживают эту технологию. Какой интерес у Valve и Blizzard, у нас представленные компаниями Бука и Softclub, продвигать таких динозавров как CS и SC или WC3 на рынок? Все что можно было продать, уже продано, так и зачем вкладывать деньги в эти игры?
В данный момент киберспорт никак не может помочь в продажах железа и игр, следовательно, он бесполезен. Все турниры и мероприятия сейчас существующее в мире электронного спорта это чисто имидживые акции, которые продвигают не конкретный продукт, а бренд целиком. Я не считаю, что это плохо для компаний, но это хреново для электронного спорта. Так как если он начнет напрямую влиять на продажи игр и железа, то ручеек капиталовложений в него заменит широкий поток шуршащих дензнаков.
Этот поток снесет башню абсолютно всем, в первую очередь организаторам турнира и самим спортсменам. Деньги пойдут на покупку эфирного времени на ТВ, на рекламу игр в контексте турнира и многое другое. Может даже в ежегодных бюджетах компаний появиться строка электронный спорт. Помните, что было с экспериментом CPL и игрой Painkiller. Несмотря на то, что игра была невероятно хреновой во всех смыслах, опыт удался на все 100%. Ноющие спортсмены перешли на эту игру доказав, что для них главное деньги, а ко всему остальному они могут привыкнуть. А где спортсмены, там и спорт.
Сейчас Electronic Arts со своей уже набившей оскомину серией спортивных игр, обновляющейся раз в год, является наилучшим из возможных спонсоров киберспорта, прочитав все выше написанное, вы поймете почему.
Чего нам ждать? Что через пару лет издатели и разработчики игр начнут с помощью огромных вложений диктовать условия игровому сообществу и киберспорту. И если вы хотите развития этого направления, то вам придется принять их условия.